8 января 1898 года в России состоялся первый показ детского кино. С 1908 года с появлением собственного кинопроизводства в России начали снимать фильмы специально для детей.
В данной статье рассмотрены технологические решения, благодаря которым появился современный кинематограф.
Кинематограф с технической точки зрения — это инженерные технологии, научные открытия, и применение идей изобретателей и энтузиастов.
Открытие инерции зрения (1828 год), использование первой работоспособной технологии фотографии - дагерротипа (изобрёл француз Дагерр в 1838 году), применение плёнки на целлулоидной основе с покрытием из желатиновой эмульсии (1888 год), кинетоскоп Эдисона (1891 год) — базовые составляющие, позволившие приоткрыть дверь в мир современного кино.
За технологические задачи, связанные с кинематографом, одновременно брались ученые, изобретатели и энтузиасты, внося вклад в отрасль.
Старейший "фильм" в крупнейшей базе веб-сайта о кинематографе IMDb - это «Транзи́т Вене́ры» (фр. Passage de Vénus).
Старейший "фильм" «Транзит Венеры». Хронофотографическая серия черно-белых фотографий прохождения Венеры по диску Солнца в 1874 году. Снят французским астрономом Пьером Жансеном с помощью «фотографического револьвера». Источник: archive.org
«Транзи́т Вене́ры» - хронофотографическая серия черно-белых фотографий прохождения Венеры по диску Солнца в 1874 году, состоящая из 48 снимков. Отснята 8 декабря 1874 года в Японии французским астрономом Пьером Жансеном с помощью «фотографического револьвера».
Фотографический револьвер Пьера Жансена. Иллюстрация из журнала La Nature (1875). Источник: https://ru.ruwiki.ru
Эксперименты с «фотографическим револьвером» являются первыми примерами с движущимся изображением. Ствол фотографического револьвера включал в себя объектив с герметически закрытым барабаном, который представлял собой камеру-обскуру. В этом оптическом устройстве часовой механизм приводил в движение установленную на ось фотографическую пластинку (дагерротип). Пластина двигалась с остановками в 60 секунд, во время которых щель совпадала с окуляром и на пластинку передавалось фотоизображение.
Первый в мире съемочный аппарат в 1893 году создан одесским инженером-механиком Иосиф Тимченко совместно с изобретателем и журналистом Михаилом Фрейденбергом.
Первый в мире съемочный аппарат (1893 год). Источник: Яндекс картинки
Иосиф Андреевич Тимченко (1852 - 1024). Источник: Яндекс картинки
В это же время Тимченко и Фрейденберг сняли два короткометражных фильма — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». В 1893 году в газете «Одесский листок» было опубликовано объявление: "...Выставка живых фотографий. Угол Дерибасовской и Колодезного переулка...". Фильмы показывались в фойе Одесской гостиницы «Франция».
Объявление из газеты «Одесский листок» (1893 год). Источник: Яндекс картинки
Однако, в историю создания кино вошли другие имена: братья Луи и Огюст Люмьер.
Братья Луи и Огюст Люмьер. Источник: Яндекс картинки
В 1895 году, спустя 2 года после показа фильмов Тимченко и Фрайденберга, братья Люмьер патентуют синематограф.
Первый показанный фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер», а второй «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
Братья Люмьер продемонстрировали в Париже 28 декабря 1895 года. Эта дата считается днем рождения кинематографа.
Кинематограф, зародившийся в конце XIX века, начинался с первых экспериментов с техникой и развился до создания сложных научно-фантастических миров.
Рассмотрим, как технологии и спецэффекты повлияли на развитие киноиндустрии и какие решения применялись в первых научно-фантастических фильмах.
В начале XX века кинематографисты начали экспериментировать с игровыми фильмами. Примером научно-фантастического кино стала картина Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902 год). В этом фильме группа астрономов отправляется на Луну на космическом корабле, запускаемом из пушки. На Луне путешественники сталкиваются с враждебными селенитами. Картина стала первым примером использования фантастики в кино.
Картина Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902 год). Источник: archive.org
Для создания спецэффектов в «Путешествии на Луну» Мельес использовал смелые режиссерские решения и новаторские технологии. Например, актер, изображающий Луну, одевался в черную ткань, оставляя открытым лицо. Момент приближения ракеты к Луне снят с помощью специального кресла, которое по рельсам двигалось навстречу камере. Это позволило создать эффект полета, который невозможен при использовании традиционных методов съемки.
В России кино также развивалось стремительно. В 1915 году вышел фильм Владимира Гарина «Дворянское гнездо», по роману И. С. Тургенева. Для создания ночных сцен оператор Александр Левицкий разработал вращающуюся площадку для декораций, свободно перемещающиеся к необходимому месту. Для съемки ночных сцен площадку закрывали, а окна занавешивали вуалью, через вуаль лучи отражателей создавали иллюзию лунного света.
В 1916 году Яков Протазанов снял экранизацию пушкинской «Пиковой дамы», ставший первым фильмом, где использовалась ночная съемка с прожекторами. Кроме того, в этом фильме впервые в кинематографе применены съемки в движении. Для этого создавалась конструкция из двух велосипедов, которая, однако, не выдержала веса оператора и камеры. В результате для съемок использовали пролетку владельца студии, на которой установили аппарат.
С развитием киноиндустрии инженеры начали участвовать в создании декораций и спецэффектов. Например, в фильме «Женщина на Луне» (1929 год) главным консультантом выступил немецкий ученый и инженер-ракетостроитель Герман Оберт. Ученый предложил построить ракету, способную подняться на высоту 50 км. Хотя запуск ракеты не состоялся, в процессе работы удалось создать первый в Европе работоспособный жидкостный двигатель. Этот проект стал шагом в развитии космических технологий и вдохновил инженеров на дальнейшие исследования.
В Советском Союзе параллельно работали талантливые инженеры-конструкторы. Например, Валерий Павлотос участвовал в создании фильмов: 1971 — Остров сокровищ, 1972 — Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, 1973 — Москва — Кассиопея, 1974 — Отроки во Вселенной, 1976 — Русалочка и других. Для фильма «Остров сокровищ» он перестроил рыболовецкое судно «Клим Ворошилов» в бригантину «Испаньола». Павлотос вспоминал, что пришлось изучать термины и понятия, связанных с парусным флотом XVII века.
Амбициозным проектом Павлотоса стала декорация для фильма «Москва — Кассиопея». Декорация представляла собой коридор звездолета, который вращался вокруг оси с помощью внешних роликовых опор. В результате в кадре создавалась иллюзия невесомости для трех человек. Это первый случай использования подобных технологий в советском кино.
Технические находки и инновации, появившиеся вначале развития кинематографа, заложили основу для дальнейшего развития отрасли, позволили создавать сложные и реалистичные спецэффекты, которые стали составляющей фильмов. Благодаря усилиям инженеров и режиссеров, кино превратилось в искусство, способное удивлять и вдохновлять зрителей.
Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Инерция зрения (персистенция, от лат. persisto — постоянно пребывать, оставаться) — особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными.
Дагер(р)отипия — это первый технически разработанный и получивший распространение способ фотографии. Назван по имени изобретателя — французского художника Луи Жака Манде Дагера. Сам процесс проходил в несколько этапов и требовал осторожности. Обычно использовали покрытую серебром медную пластину, реже — латунную или из чистого серебра. Ее очищали и тщательно полировали до зеркального блеска, а потом обрабатывали — как правило, парами йода и брома. Затем пластину в светонепроницаемом держателе переносили в фотокамеру. После светового воздействия ее проявляли над горячей ртутью и получали изображение, которое фиксировали в специальном соляном растворе. На последнем этапе дагеротип тонировали хлоридом золота, чтобы защитить от повреждений. Готовый снимок обычно помещали в футляр с рамкой.
Кинетоско́п (англ. Kinetoscope, от греческого «кинетос» — движущийся и «скопео» — смотреть) — ранняя технология кинематографа для показа движущегося изображения, изобретённая в 1891 году Томасом Эдисоном. В отличие от современного кинопроектора, кинетоскоп не давал возможности коллективного просмотра на экране, а был предназначен для индивидуального зрителя, наблюдавшего изображение через окуляр.
Кинетоскоп Томаса Эдисона. Источник: https://ru.ruwiki.ru
Гре́йферный механи́зм, гре́йфер (от нем. greifen — хватать) — разновидность скачкового механизма в лентопротяжных механизмах киноаппаратуры, служащий для прерывистого перемещения киноплёнки на шаг кадра. Грейфер впервые использован в 1895 году братьями Люмьер в аппарате «Синематограф». Принцип действия механизма позаимствован у новейших на момент его изобретения швейных машин. Грейферный механизм перемещает киноплёнку при помощи одного или нескольких зубьев, входящих в перфорацию.
Грейферный механизм. Источник: Яндекс картинки
Internet Movie Database (IMDb, в переводе с англ. — «Интернет-база фильмов») — веб-сайт с условно свободно редактируемой и крупнейшей в мире базой о кинематографе. По состоянию на январь 2021 года, в базе собрана информация о 6,5 млн кинофильмов, телесериалов и отдельных серий, а также о 10,4 млн персоналий, связанных с кино и телевидением, — актёрах, режиссёрах, сценаристах и других. Главная особенность IMDb - это редактирование информации пользователями Интернета, прошедшими регистрацию и модерацию на сайте.
Подборка увлекательных уроков, которые помогут расширить Ваш кругозор и узнать много нового. Присоединяйтесь к миру знаний!
В данном разделе вы найдёте актуальные публикации библиотеки: статьи, исследования, обзоры. Откройте что-то новое для себя!
Участвуйте в творческих состязаниях, развивайте и демонстрируйте таланты и получайте призы!
Здесь вы найдёте информацию о предстоящих событиях, выставках, лекциях и мастер-классах.
Ознакомьтесь с информацией, фотографиями и видео о нашей библиотеке. Вы можете получить представление о деятельности библиотеки, проводимых мероприятиях и читателях.
Подробнее